?

Log in

No account? Create an account

Алексеев Игорь Евгеньевич

Вольному - воля, спасённому - рай!


Previous Entry Share Next Entry
Живой словарь (статья 31) - кряшенские священники - Филиппов Емилиан Филиппович
копейка царя ивана васильевича четвёртог
alekseev_i_e
    Емилиан Филиппович Филиппов  (возраст, по состоянию на 1909 г., 48 лет) – «сын солдата из старокрещёных татар», уроженец села Апазово Казанского уезда Казанской губернии. 14 июля 1880 г. окончил курс в Казанской учительской семинарии. 1 сентября 1880 г. Е.Ф.Филиппов был определён учителем Апазовского одноклассного училища министерства народного просвещения. «По принятии в духовное ведомство», 2 сентября 1884 г. он был рукоположен во священника «к Казанско-Богородицкой церкви села Юркачей, Мамадышского уезда». 9 февраля 1889 г., по распоряжению епархиального начальства, «как знающий инородческий язык, в видах пользы службы», Е.Ф.Филиппов был перемещён к церкви Во имя Казанской Божией Матери села Малые Лызи (Сергеевка) (построена в деревянном исполнении в 1878 г. на средства прихожан) Казанского уезда Казанской губернии (смешанный русско-вотский приход). (См.: НА РТ. Ф. 4. Оп. 141. Д. 24. Л.л. 839 – 840 об.)

    
«Покорнейший рапорт» временно заведующего Апазовским приходом, священника церкви Во имя Казанской Божией Матери села Малые Лызи Е.Ф.Филиппова на имя архиепископа Казанского и Свияжского Димитрия (Д.И.Самбикина) с препровождением заявления крестьянина села Апазово Казанского уезда Казанской губернии Фрола Степанова (от 29 января 1907 г.)// НА РТ. Ф. 4. Оп. 1. Д. 122607. Л. 1 и об.

  
  Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Димитрию, Архиепископу Казанскому и Свияжскому, 
 

                                                                              Временно заведывающего Апазовским
                                                                                   приходом, села Малых Лызей, Казанского
                                                                                  уезда, священника Емилиана Филиппова,

Покорнейший рапорт. 

     Благопочтительнейше представляя при сём Вашему Высокопреосвященству заявление крестьянина села Апазова, Казанского уезда, Фрола Степанова на имя г[осподина] Казанского Губернатора,[1] имею долг покорнейше просить Ваше Высокопреосвященство не соблаговолите ли представить оное от Себя по назначению и просить Его Превосходительство принять какие-нибудь меры к ограждению остающихся в Православии крещёных татар села Апазова[2] от насильственных действий и угроз со стороны отпадших, чем они совращают крещёных татар к отпадению, а также войти куда следует с ходатайством о привлечении к уголовной ответственности упомянутых в заявлении отпадших. Кроме того, считаю долгом доложить Вашему Высокопреосвященству, что к отпадению крещёных татар в магометанство в селе Апазове много содействует указный мулла соседней с Апазовым деревни Каратай Назмутдинов, который, по заявлению крещёных татар села Апазова, даёт отпадающим магометанские имена, венчает их по магометанскому обряду, называя всех отпадших своими прихожанами, на что будто имеет указ от г[осподина] Губернатора. В целях защиты Православных от притеснений отпадших, было бы желательно и даже необходимо ходатайствовать о назначении на жительство в село Апазово хотя бы одного полицейского урядника православного вероисповедания.[3] 

 Вашего Высокопреосвященства, Милостивейшего Архипастыря и Отца, нижайший послушник, заведывающий Апазовским приходом, села Малых Лызей священник Емилиан Филиппов.

          Января 29 дня
          1907-го года
          № 16-й.  


       [1] Текст заявления не обнаружен. – И.А.
      
[2] По состоянию на 1909 г., в Апазовский приход входили: село Апазово (Рождественское) (в котором имелось 175 дворов, где проживали 549 мужчин и 575 женщин – «крестьян из старокрещёных татар», 8 дворов, где проживали русские мещане – 30 мужчин и 23 женщины, а также 2 двора, где проживали 6 православных духовных лиц и членов их семей) и починок Шунь (Шуни) (население которого составляли крестьяне «из татар старокрещёных» – 53 мужчины и 56 женщин, проживавшие в 19 дворах).
        Известно, что церковь в Апазово существовала ещё с 1720 г. Однако в начале двадцатого века село осталось без храма, который был уничтожен пожаром. В 1907 г. «на средства доброхотных пожертвователей» здесь вновь была отстроена (в деревянном исполнении, «на каменном фундаменте, без колокольни») Богородице-Рождественская церковь (однопрестольная, «с антиминсом от 1759 года 25 июня»). Богослужения в приходе, на тот период времени, совершались «на татарском и славянском языках».
      1 августа 1907 г. к местной церкви был перемещён священник Лев Алексеевич Ишкинов (рукоположенный в сан священника архиепископом Казанским и Свияжским Димитрием /Д.И.Самбикиным/ 30 мая 1907 г.) – уроженец деревни Семяково, Елабужского уезда Вятской губернии (возраст, по состоянию на 1909 г., 29 лет), отлично знавший татарский язык. (См.: НА РТ. Ф. 4. Оп. 141. Д. 24. Л.л. 835, 836 и об., 838 об.)
        
[3] Судя по всему, священник Емилиан Филиппович Филиппов – «сын солдата из старокрещёных татар» (возраст, по состоянию на 1909 г., 48 лет) знал ситуацию в Апазово, что называется изнутри, так как сам являлся уроженцем этого села. 14 июля 1880 г. он окончил курс в Казанской учительской семинарии. 1 сентября 1880 г. Е.Ф.Филиппов был определён учителем Апазовского одноклассного училища министерства народного просвещения. «По принятии в духовное ведомство», 2 сентября 1884 г. он был рукоположен во священника «к Казанско-Богородицкой церкви села Юркачей, Мамадышского уезда». 9 февраля 1889 г., по распоряжению епархиального начальства, «как знающий инородческий язык, в видах пользы службы», Е.Ф.Филиппов был перемещён к церкви Во имя Казанской Божией Матери села Малые Лызи (Сергеевка) (построена в деревянном исполнении в 1878 г. на средства прихожан) Казанского уезда Казанской губернии (смешанный русско-вотский приход). (См.: НА РТ. Ф. 4. Оп. 141. Д. 24. Л.л. 839 – 840 об.)       
    
     Опубликовано: Алексеев И.Е. Православная миссия в Казанской епархии в конце XIX – начале XX вв./ Выпуск I: Статьи и документы по истории православного миссионерства, храмов и монастырей. – Казань: ООО «Астория», 2010. – С.с. 27 – 28.